Разработка программ производственного экологического контроля и произ-водственного экологического мониторинга, разработка отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресече-ние нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и норматив-ных документов, в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) – комплексная система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Необходимость разработки программ производственного экологического контроля и про-изводственного экологического мониторинга регламентирована следующими законодательными актами:
– Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 67).
– Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу-чии населения» (статья 11);
– Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 25)
– Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (статья 39);
– Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ста-тьи 12);
– Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (статья 22).
– Приказ Минприроды России от 04.03.2016 N 66 “О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на терри-ториях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду” (Зареги-стрировано в Минюсте России 10.06.2016 N 42512)
Наличие программы производственного экологического контроля на предприятии обязательно:
– для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяй-ственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Наличие программ производственного экологического мониторинга на предприятии обязательно:
– для собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользо-вании которых находятся объекты размещения отходов.
Ведение производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга на предприятии позволяет:
– контролировать соблюдение природоохранных требований;
– контролировать выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
– контролировать деятельность по обращению с отходами;
– контролировать своевременную разработку и соблюдение установленных нормативов, ли-митов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
– контролировать соблюдение условий и объемы добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
– контролировать выполнение мероприятий по рациональному использованию и восстанов-лению природных ресурсов;
– контролировать выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государ-ственный и муниципальный экологический контроль;
– контролировать эксплуатацию природоохранного оборудования и сооружений;
– контролировать ведение документации по охране окружающей среды;
– контролировать своевременное предоставление достоверной информации, предусмотрен-ной системой государственного статистического наблюдения;
– контролировать организацию и проведение обучения, инструктажа и проверки знаний в об-ласти охраны окружающей среды и природопользования;
– контролировать эффективность работы систем учета использования природных ресурсов;
– осуществлять регулярные наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
– осуществлять прогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объек-тов.
Результаты ведения производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга на предприятии необходимы для выполнения следующих работ и операций:
– разработка проектной документации строительства, эксплуатации, реконструкции, консер-вации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также ре-культивации нарушенных земель;
– подготовка документов для получения лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;
– разработка и утверждение нормативной документации предприятия (ПДВ, НДС, СЗЗ);
– избежать сверхнормативных воздействий на объекты окружающей среды (выбросы, сбро-сы, размещение отходов);
– включить объект размещения отходов в государственный реестр объектов размещения от-ходов (ГРОРО);
– разработка порядка (регламента, инструкций, стандартов предприятия) по обращению с отходами;
– проведение государственного экологического надзора.
Отсутствие производственного экологического контроля и производственного экологи-ческого мониторинга на предприятии:
• наложение административного штрафа за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружаю-щей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, со-держащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказы-вающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздей-ствии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окру-жающей среды или программы повышения экологической эффективности, а рав-но искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию) («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.5)):
– на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
• ограничение, приостановление или прекращение деятельности лиц, осуществля-емой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (Фе-деральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 80)).
• наложение административного штрафа за несоблюдение экологических и сани-тарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления («Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.2)):
– на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление де-ятельности на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административ-ное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Любое предприятие, на балансе которого имеется объект размещения отходов (отвал, хвостохранилище, шламохранилище, отстойник, полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), свалка и т.д. должно вести мониторинг качества окружающей среды в районе размещения данного объекта, а также, каждый год, до 15 января составлять и передавать в Департамент Росприроднадзора по УрФО отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Необходимость разработки данного отчета по мониторингу регламентирована следующими законодательными актами:
– Приказ Минприроды России от 04.03.2016 N 66 “О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на терри-ториях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду” (Зареги-стрировано в Минюсте России 10.06.2016 N 42512)
– Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 “Об утверждении Положения о под-тверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения от-ходов”
Особенности и некоторые сложности разработки отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения от-ходов и в пределах их воздействия на окружающую среду:
В соответствии с пп. 22-29 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 N 66, каждое предприятие, на балансе которого находятся объекты размещения отходов, должны подготовить отчет о мониторинге.
Особую важность, сложность и трудоемкость в данном отчете представляет собой раздел оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. В данном разделе с использованием методов математической статистики, математического моделирования, прогнозирования и анализа временных рядов требуется оценить не только существующую динамику негативного воздействия на окружающую среду, но и выполнить прогноз возможного негативного воздействия ОРО (объекта размещения отходов) на следующий год.
Отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду использу-ются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду
Непредставление такого отчета в срок, влечет наложение следующих штрафов:
• наложение административного штрафа за несоблюдение экологических и сани-тарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления («Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.2)):
– на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление де-ятельности на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административ-ное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

+7 (343) 207-37-22
info@uralineco.ru