Разработка программы производственного экологического мониторинга, разработка отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

Производственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексная система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Наличие программ производственного экологического мониторинга на предприятии обязательно:
— для собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользо-вании которых находятся объекты размещения отходов.

Ведение производственного экологического мониторинга на предприятии позволяет:

  • контролировать выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
  • контролировать деятельность по обращению с отходами;
  • контролировать выполнение мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
  • контролировать своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения;
  • контролировать эффективность работы систем учета использования природных ресурсов;
  • осуществлять регулярные наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • осуществлять прогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объектов.

Результаты ведения производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга на предприятии необходимы для выполнения следующих работ и операций:

  • разработка проектной документации строительства, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также рекультивации нарушенных земель;
  • подготовка документов для получения лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • разработка и утверждение нормативной документации предприятия (ПДВ, НДС, СЗЗ);
  • избежать сверхнормативных воздействий на объекты окружающей среды (выбросы, сбросы, размещение отходов);
  • включить объект размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО);
  • разработка порядка (регламента, инструкций, стандартов предприятия) по обращению с отходами;
  • проведение государственного экологического надзора.

Отсутствие производственного экологического контроля и производственного экологи-ческого мониторинга на предприятии:

  • наложение административного штрафа за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию) («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.5)):
    • на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  • ограничение, приостановление или прекращение деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 80)).
  • наложение административного штрафа за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления («Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.2)):
    • на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление де-ятельности на срок до девяноста суток;
    • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Необходимость разработки программы производственного экологического мониторинга регламентирована следующими законодательными актами:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;
  • Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Любое предприятие, на балансе которого имеется объект размещения отходов (отвал, хвостохранилище, шламохранилище, отстойник, полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), свалка и т.д. должно вести мониторинг качества окружающей среды в районе размещения данного объекта, а также, каждый год, до 15 января составлять и передавать в Департамент Росприроднадзора по УрФО отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Особую важность, сложность и трудоемкость в данном отчете представляет собой раздел оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. В данном разделе с использованием методов математической статистики, математического моделирования, прогнозирования и анализа временных рядов требуется оценить не только существующую динамику негативного воздействия на окружающую среду, но и выполнить прогноз возможного негативного воздействия ОРО (объекта размещения отходов) на следующий год.

Отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.

Непредставление такого отчета в срок, влечет наложение следующих штрафов:

  • наложение административного штрафа за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления («Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.2)):
    • на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Необходимость разработки данного отчета по мониторингу регламентирована следующими законодательными актами:

  • Приказ Минприроды России от 04.03.2016 N 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 N 42512)
  • Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов»

+7 (343) 207-37-22
info@uralineco.ru