Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Разработка ПНООЛР производится в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Любая производственная деятельность сопровождается образованием отходов производства и потребления. К сожалению, сегодня не бывает в полном смысле слова «безотходного производства». Оно бывает в лучшем случае малоотходным.
Важным документом, в котором учитываются все отходы вашего предприятия является проект нормативов образования отходов (ПНООЛР).
Проект нормативов образования отходов (ПНООЛР) в соответствии с существующими нормативными требованиями требуется для следующих организаций:
- предприятий, относящихся к крупному бизнесу (с численностью работников более 250 человек и/или с выручкой без НДС более 1 млрд руб). К таким организациям относятся горнообогатительные и горно-металлургические комбинаты, заводы, банки, торговые центры, крупные продовольственные магазины и т.д.
- бюджетных организаций (например, для бюджетных организаций, занимающихся ремонтом дорог, для больниц, пенсионных фондов и даже для детских садов и школ).
Проект нормативов образования отходов (ПНООЛР) в соответствии с существующими нормативными требованиями не требуется для следующих организаций: предприятий малого и среднего бизнеса (численность работников менее 250 человек и/или выручка без НДС менее 1 млрд руб). Для таких предприятий требуется проведение инвентаризации отходов производства и потребления.
Инвентаризация отходов и объектов их размещения как основа деятельности по обращению с отходами.
Инвентаризация отходов представляет собой сбор и систематизацию сведений о материалах, изделиях и веществах, переходящих в состояние ” отход” при осуществлении хозяйственной деятельности.
Инвентаризация проводится с целью выявления всех источников образования отходов для регулярного и достоверного первичного учета и контроля всех видов отходов предприятия.
Проведение инвентаризации отходов производства и потребления производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 67) и федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 11).
Инвентаризация отходов производства и потребления обязательна:
– для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, осуществляющих деятельность по обращению с ними, включая операции по сбору, накоплению, обезвреживанию, обработке, утилизации, транспортированию, размещению либо передаче специализированным организациям.
В первую очередь это актуально для предприятий малого и среднего бизнеса.
Проведение инвентаризации отходов производства и потребления позволяет:
- выявить все существующие источники образования отходов на предприятии;
- организовать систему учета отходов в подразделениях и на предприятии в целом;
- определить фактическое количество образования отходов;
- систематизировать сведения об имеющихся на предприятии технологиях по утилизации и обезвреживанию отходов, а также объектах их размещения;
- обеспечить эффективный контроль за отходами.
Разработка регламентов (инструкций, стандартов предприятия) по обращению с отходами
Регламент (инструкция) по обращению с отходами – совокупность правил осуществления определенных видов деятельности по обращению с отходами, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах.
Необходимость разработки регламента (инструкции) по обращению с отходами на предприятии регламентирована следующими законодательными актами:
– Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статьи 10).
Разработка регламента (инструкции) по обращению с отходами обязательна:
– для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности и с которыми осуществляется деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению.
Отсутствие регламента (инструкции) по обращению с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статья 8.2)):
- на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.