Постановка на учет по негативному воздействию на окружающую среду
Постановка на учет объектов негативного воздействия (далее – НВОС) – одно из главных требований природоохранного законодательства, от которого зависит необходимость разработки предприятием той или иной экологической документации, в т.ч. комплексного экологического разрешения (КЭР), проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), программы экологического контроля (ПЭК), сдачи экологической отчётности (2-ТП отходы, 2-ТП воздух, декларация о платежах за негативное воздействие и т.д.
Постановка на учет по НВОС требуется для любой организации, у которой есть источники выбросов, например, для горных и металлургических предприятий, заводов, котельных, детских садов, школ, предприятий пищевой отрасли, автомастерских, некоторых магазинов и т.д
регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 69.2.)
- Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»
Присвоение категории НВОС (I-IV) с выдачей свидетельства о постановке на учет
- Выписка из единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) egrul.nalog.ru
- Уведомление о кодах статистики statreg.gks.ru
- Кадастровый номер земельного участка, на котором находится объект НВОС
- Проект предельно-допустимых сбросов (проект ПДВ) (или инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ)
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование (в случае наличия выпуска сточных вод)
- Проект нормативно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект (проект НДС) (в случае наличия выпуска сточных вод)
- Инвентаризационная карточка объекта размещения отходов (ОРО) сведения о кодах, объемах производимой продукции, проектной мощности (в случае наличия объекта размещения отходов на балансе предприятия)
1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит категории для всех хозяйствующих субъектов в зависимости от уровня их НВОС. В зависимости от присвоенной категории, хозяйствующие субъекты могут получить новые обязанности или послабления от государственного природоохранного регулирования.
- Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).
- Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):
- I категория – объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее – НДТ);
- II категория – объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория – объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория – объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС (п. 4 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются (п. 2 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
Во исполнение указанных требований, принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029 утверждающее Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Критерии) и вступившее в силу 11 октября 2015 года.
К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности (подробнее см. п.1 Критериев).
К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории (подробнее см. п.2 Критериев).
Согласно п.3 Критериев в данную категорию входят следующие объекты:
- порты морского и внутреннего сообщения;
- объекты приема и отправки воздушных судов;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
К категории незначительного НВОС, относятся объекты эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности или радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий (п.4 Критериев).
Так же, согласно п.5 Критериев, к данной категории принадлежат объекты НВОС, не отнесенные к I, II и IV категориям.
Объекты НВОС относятся к категории минимального негативного воздействия по одному из 3 критериев:
- Одновременное действия следующих условий:
- наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды;
- масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год;
- в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества;
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд);
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (подробнее см. п.6 Критериев).
- Осуществление деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, при условиях:
- использование оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (если тепловая мощность при потреблении газообразного топлива более 2 Гкал/час, объект относится к III категории);
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ (подробнее см. п.7 Критериев).
- Одновременное действия следующих условий:
- использование оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
- соответствие их требованиям вышеизложенного критерия 1 (подробнее см. п.8 Критериев).
Перечень основных видов природоохранной документации, которую необходимо разработать предприятиям в зависимости от их категории негативного воздействия на окружающую среду.
№ п/п | Наименование основной необходимой природоохранной документации | I категория НВОС | II категория НВОС | III категория НВОС | IV категория НВОС | Категория НВОС не требуется |
1 | Комплексное экологическое разрешение (КЭР) | + | – | – | – | – |
2 | Разработка технологических нормативов | + | – | – | – | – |
3 | Программа повышения экологической эффективности | + | – | – | – | – |
4 | Разработка план мероприятий по охране окружающей среды | – | + | – | – | – |
5 | Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) | + | + | +* | +* | – |
6 | Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух | + | + | + | + | – |
7 | Разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий (Плана НМУ) | + | + | + | – | – |
8 | Проект нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение (ПНООЛР) | + | + | – | – | – |
9 | Разработка инструкции по накоплению отходов | + | + | + | + | + |
10 | Определение классов опасности для здоровья человека | + | + | + | + | + |
11 | Программа производственного экологического контроля (ПЭК) | + | + | + | – | – |
12 | Сдача экологической отёчности | Требуется для всех категорий в разных объемах |
* По состоянию на сегодня такие проекты требуется согласовывать только в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре).
- I категория НВОС
- Крупные горно-металлургические предприятия;
- Предприятия химической промышленности;
- Птицефабрики.
- II категория НВОС
- Предприятия, занимающиеся транспортированием по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки;
- Предприятия выпускающие чугун или сталь с производительностью более 2,5 т/час;
- III категория НВОС
- Горные предприятия по добыче строительных материалов (щебень, тальк и т.п.)
- Котельные
- Некоторые производственные предприятия (например имеющие сварочный участок)
- IV категория НВОС
- Детские сады
- Школы
- Больницы
- Автомастерские
- Кафе, столовые, рестораны
- Небольшие производства
Важно отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства от 08.05.2014г №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» периодичность проведения плановых проверок определяется в первую очередь категорией НВОС.
- для категории чрезвычайно высокого риска (I категория НВОС) – один раз в год;
- для категории высокого риска (I категория НВОС) – один раз в 2 года;
- для категории значительного риска (объекты I категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления) – один раз в 3 года;
- для категории среднего риска (объекты II категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления) – не чаще чем один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска (объекты III категории, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория) – не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска (объекты IV категории) – плановые проверки не проводятся.