ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (ПЭК) КАК ФАКТОР ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» ст.67 любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на объектах I-III категории негативного воздействия должны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» ст.67 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды).
Требования к составу программы экологического контроля подробно прописаны в приказе Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
В соответствии с требованиями данного приказа программа экологического контроля (ПЭК) должна включать в себя информацию из таких документов как проект предельно допустимых выбросов (ПДВ), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размешенное (ПНООЛР), проект нормативов допустимых сбросов (НДС) (наличие которых в «классической» форме фактически упраздняется с 01.01.2019 с введением так называемого «комплексного разрешения» и вступлением в силу некоторых других изменений в экологическом законодательстве), а также информацию о лицах прошедших обучение по экологической безопасности и данных о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
При составлении ПЭК очень важно обратить внимание на раздел, в котором описаны вопросы, связанные с контролем качества окружающей среды. Для предприятия важно, чтобы этот раздел был «оптимизирован» в части обоснования минимально необходимого количества контролируемых показателей, мест отбора проб и периодичности контроля. Слишком много показателей – лишние затраты на лабораторию. Слишком мало показателей – риск получить штраф при плановой или внеплановой проверке надзорного органа.
Тем не менее, сама по себе программа экологического контроля – это во многом «внутренний документ», который предприятие обязано показывать только в случае проверок надзорных и контролирующих органов. ПЭК нигде не согласовывается и утверждается только руководителем предприятия.
Совсем иная ситуация с разработкой отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
На сегодня нет конкретных требований к его содержанию, они находятся в стадии разработки, но есть другое требование – предоставить данный отчет необходимо до 25 марта следующего года за отчетным. То есть ближайший отчет предприятия I-III категории должны предоставить за 2018 год не позднее 25.03.2019.
Наличие такой формулировки в приказе Минприроды России от 28.02.2018 N 74 несет потенциальные риски для всех предприятий I-III категории негативного воздействия.
При этом такие предприятия можно условно разделить на 2 категории:
- «Молчуны», которым присвоена категория негативного воздействия (I-III), но которые не разработали программу экологического контроля (ПЭК), а значит не проводили необходимые лабораторные анализы и не смогут сдать отчет в срок до 25.03.2019;
- Законопослушные предприятия, которые разработали программу экологического контроля (ПЭК) и сдали необходимый отчет в срок до 25.03.2019.
Для «молчунов» имеются следующие риски: привлечение должных лиц и юридического лица по статьям КОАП: 8.1, 8.5 и 19.7 суммарный штраф по которым может достигать более 180 000 рублей. Важно отметить, что такой штраф может быть выставлен предприятию не только в момент плановых или внеплановых проверок. Дело в том, что сейчас в надзорных органах имеется база всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым присвоена категория негативного воздействия, в том числе I, II и III. Соответственно, представителям надзорных и контролирующих органов достаточно положить рядом два списка: тех, кому присвоена I-III категория и тех, кто не сдал отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а затем выслать последним соответствующие предписания по почте.
При этом, если не озаботиться вопросом разработки программы экологического контроля (ПЭК) заранее и не сделать необходимые замеры, то и сдать отчет не получится, ведь необходимых данных не будет.
Для законопослушных предприятий имеются следующие риски: в отчете о результатах осуществления производственного экологического контроля предприятие будет вынуждено будет отразить в той или иной форме следующие данные:
- Информацию о имеющихся источниках выбросов, сбросов, образующихся отходах;
- Результаты замеров концентраций загрязняющих веществ, выполненные независимой аккредитованной лабораторией;
- Наличие обученного по экологической безопасности персонала.
Данная информация будет анализироваться представителями надзорных и контролирующих органов по разным параметрам, в том числе на достоверность представляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем данных, наличию превышений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, корректности проведенных инвентаризаций источников выбросов и инвентаризации объектов размещения отходов. Более того, такой отчет особенно тщательно будет изучаться перед плановыми и внеплановыми проверками надзорных органов, а затем данные, представленные в отчете, тщательнейшим образом сверяться с реальной ситуацией на предприятии.
Фактически, всего лишь один подобный отчет, составленный по некорректной программе экологического контроля (ПЭК) некомпетентными людьми может стать значительной проблемой для предприятия, т.к. в нем будут отражены значительная часть «болевых» точек организации, а надзорным органам лишь останется выписать соответствующий штраф. С другой стороны, правильно составленная программа экологического контроля и отчет будут являться важной составляющей системы экологического менеджмента на предприятии. С помощью данных документов руководство сможет с одной стороны выявить свои приоритетные экологические задачи, с другой – показать свои сильные стороны.
Именно поэтому очень важно профессионально отнестись к вопросам разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК) и самого отчета. Одна невыверенная формулировка может стать причиной существенных штрафов для предприятий, а некорректный перечень контролируемых показателей привезти к дополнительным издержкам на лабораторные исследования.
Подробнее о решении данной проблемы и других задач вы можете узнать по телефону +7(343)207-37-22 или по почте info@uralineco.ru