ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объем образования отходов в Российской Федерации ежегодно растет. За последние 10 лет он вырос почти в 2 раза с трех млрд. тонн в 2005 году в год до 5.4 млрд тонн в год в 2016 году. В соответствии с данными официальной статистики [1] в Свердловской области на начало 2017 года насчитывалось 0,2 млн, а в Российской Федерации 5,9 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество образующихся отходов колеблется от 1-2 отходов для предприятий малого предпринимательства до нескольких десятков или сотен (для крупного предпринимательства). В соответствии с пп. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На отходы I–IV классов опасности должен быть составлен паспорт отхода (рис. 1).
Рисунок 1 — Пример паспортов отхода для предприятия
Отсутствие паспортов отходов является нарушением требований ФЗ «Об отходах производства и потребления» и влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 8.2 Административного кодекса РФ на юридическое лицо — от 100 тыс. руб. до 250 тыс.руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того паспорта отходов требуются для разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) (или проекта по отходам), при получении лицензии на обращение с отходами, для заключения договоров на передачу отходов, а также при плановых и внеплановых проверках надзорных и контролирующих органов. Требования к процедуре паспортизации отходов формально едины для всех и подробно прописаны в следующих документах: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (принят ГД ФС РФ 22.05.1998), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018), Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»).
Необходимо отметить, что несмотря на базовый перечень документов, который утвержден Приказом [6], процедура приема (согласования) паспортов отходов в органы Росприродназдора на ответственное хранение отличается в разных субъектах РФ.
Ниже приведены некоторые различия в процедуре паспортизации отходов в разных субъектах РФ.
Так, в зависимости от субъекта РФ и территориального подразделения Росприроднадзора имеются следующие различия в процедуре паспортизации отходов:
- Заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности требуется в двух или трех экземплярах. Причем форма этого заявления в каждом субъекте своя. В некоторых субъектах РФ допускается произвольная форма заявления, а иногда дополнительно просят опись документов, которые предоставляют в органы Росприроднадзора.
- Копии протоколов компонентного, химического анализа или биотестирования, а также актов отбора проб отходов требуется заверять либо аккредитованной лабораторией, либо предприятием. В отдельных случаях данные документы требуется предоставлять заверенные и предприятием, и лабораторией одновременно.
- В отдельные территориальные органы требуется дополнительно диск с электронной копией всех документов, которые предоставляют в Росприроднадзор.
- В некоторых территориальных подразделениях Росприроднадзора на заявлении дополнительно нужно указывать номер, который присваивается заявлению предприятия в кабинете природопользователя при занесении в него информации об отходах.
Такие отличия в процедуре сдачи паспортов отходов в различные территориальные органы Росприроднадзора создают значительные сложности для следующих категорий юридических лиц: банки, предприятия оптово-розничной торговли, имеющие офисы в разных регионах РФ, сетевые магазины и любые другие организации, деятельность которых ведется одновременно в разных регионах РФ. Это вызывает значительные финансовые и организационные затраты для таких организаций, особенно с учетом, что отходы, которые образуют такие организации, должны быть отобраны и проанализированы во всех ее офисах во всех регионах РФ, а таких офисов бывает несколько сотен и больше (например, у таких организаций как Сбербанк, Альфа-банк, Банк ВТБ-24 и т.д.)
Наша организация имеет успешный опыт разработки паспортов отходов не только для организаций, находящихся в Свердловской области, но и для предприятий, имеющих значительное количество офисов и представительств в разных субъектах РФ.
Если вам срочно нужен паспорт на отход звоните по телефону +7(343)207-37-22 или оставляйте заявку info@uralineco.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Материалы сайта «Росстат» www.gks.ru
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (принят ГД ФС РФ 22.05.1998)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
- Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»)
- Цейтлин Е.М., Майоров А.М., Крась П.А., Ларионов М.А. К вопросу об особенностях паспортизации отходов I-IV классов опасности // тезисы XV Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Горный университет — молодому поколению», с. 645-646, 2017.
- Приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 (с изм. от 01.07.2016) «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N 40331)
- Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008)
Цейтлин Е.М., генеральный директор, к.г.-м.н.,
Летучая Е.А., главный специалист-эколог